Панель
YOOtheme

В настоящее время в нашей стране серьезно активизировалась работа по пересмотру системы присвоения ученых степеней, особенно в сфере научного и практического знания в области бизнеса и менеджмента. По инициативе ВАК и Российской ассоциации бизнес образования созданы рабочие группы по изучению этих вопросов и, в частности, введения в отечественную практику нового вида профессиональной степени – доктор делового администрирования, DBA (Doctor of Business Administration), что уже несколько десятилетий практикуется на Западе.

Несколько ведущих российских школ бизнеса также инициировали начало программ DBA. Наиболее серьезDBA – «мутант» науки и БиЗнЕСОБРаЗОВаниЯ ЛЕОНИД ЕВЕНКО действительный член РАЕН почетный президент Российской ассоциации бизнесобразования, член Европейского совета по качеству бизнесобразования, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации.

Опыт накопили Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (научный руководитель программы академик А.Г. Аганбегян) и Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ (научный руководитель профессор С.Р. Филонович). Этот опыт показал наличие существенно разных подходов к программам DBA, а выявил целый ряд нерешенных проблем.

В последние месяцы выдвинута идея провести эксперимент по формированию и реализации учебных программ с присвоением профессиональной степени DBA [1], подобно тому, как в начале 2000х годов был организован эксперимент по введению в российскую образовательную систему программ.

Самостоятельность хозяйственной деятельности в России привела к образованию социального слоя творческих людей – менеджеров и бизнесменовпрактиков · Формировать учебные планы, процессы обучения и присваивать профессиональные степени следует исходя из цели, сконцентрированной на развитии индивидов, а не на совершенствовании практик.

Программа DВА объединяет образовательный, исследовательский и прагматический (в широком смысле) компоненты, где главным бенефициаром является сам менеджер или бизнесмен ключевые слова: программы PhD и DBA, докторантура для высших руководителей, «бенефициары», «интересанты» *119571, г. Москва, прт Вернадского, 82 This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it Дискуссионный клуб МВА (Master of Business Administration).

Затем экспериментально апробирован переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования (ВПО), бакалаврмагистр для экономических специальностей согласно документам «Болонского процесса». Оба эти эксперимента оказались вполне успешными, выявили специфику, а также проблемы формирования и реализации соответствующих учебных программ, прояснили различия в подходах и точках зрения. В итоге удалось привести подготовку специалистов и управленческих кадров в нормальное русло, приблизить к стандартам и практикам, принятым в мировом образовательном сообществе. Процесс внедрения прикладных профессиональных степеней (не только в бизнесе и менеджменте, о которых речь идет в настоящей статье, но и, скажем, в архитектуре, искусстве и т.п.) более сложен и противоречив.

Существует, на наш взгляд, опасность как чисто механического «реформаторства» в этой области, с оглядкой на зарубежные образцы, так и поверхностных изменений, которые ничего не поменяют по существу. Сформулируем в порядке дискуссии некоторые проблемы и выскажем точку зрения, полезную для конструктивной дискуссии и их решения. ВВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТЕПЕНЕЙ – ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Вопрос о введении профессиональных степеней ставится у нас в настоящее время в условиях широко обсуждаемых негативных явлений в системе присвоения ученых степеней.

Повсеместно выявляются случаи плагиата в текстах диссертаций, подготовки этих текстов «по заказу», присвоения ученых степеней лицам, занимающим высокое положение, но практически не имеющим какоголибо отношения к науке и т.п. В отечественной практике произошло известное размывание и даже девальвация критериев научного творчества и требований к научным результатам. Особенно это отразилось на состоянии экономической науки и смежных к ней научных дисциплин. Наука как особая сфера человеческой деятельности со своими задачами, ценностями, ресурсами, кадрами и, как следствие, результатами в ряде случаев постепенно утрачивает свою специфику, в некотором смысле – обособленность, самоидентификацию и строгость своих критериев. Хроническое недофинансирование науки в период радикальных экономических реформ, серьезные структурные изменения в системе ее организации привели к значительному снижению социального статуса как научных институтов, так и научной деятельности, к деформации ценностей, мотивации, поведения, мышления ученых, к оттоку талантливых кадров.

Это в значительной мере коснулось экономических и ряда близких общественных наук, где установление грани между наукой, консультированием, бизнесом, связанным с торговлей интеллектуальными активами, потребовало новых решений. Аномальные явления – падение качества научных работ, плагиат, коррупция, использование чужих разработок и текстов ради получения ученых степеней и званий – стали достаточно типичными для системы присвоения ученых степеней в целом. Все это выглядит, скорее, как этическая, нежели содержательная, проблема, которую можно и нужно решать посредством 23 DBA – «мутант» науки и бизнесобразования реорганизации ученых советов и повышения требовательности к ним. Важным фактором представляется и старение научных кадров. Ведь многие «маститые» ученые получили свои степени еще в советское время, были изолированы от ознакомления с зарубежными научными трудами, имеющими мировую известность.

В условиях слабого владения иностранными языками, а также информационными средствами, обеспечивающими поиск научной информации и ее обновление, они безнадежно отстали от современного уровня знаний и, по сути дела, утратили способность квалифицированной экспертизы научных работ на современном уровне. Не умаляя серьезности этих проблем, следует признать, что в конечном счете они носят субъективный характер и при наличии определенной решимости и разумном подходе могут быть преодолены (и будут преодолеваться) с помощью организационных методов, в том числе, эволюционно. В настоящее время появился ряд объективных моментов, порождающих новые требования к научному и эмпирическому знанию, в частности в области бизнеса и менеджмента, а также к новым формам его получения. Самостоятельность хозяйственной деятельности привела к формированию социального слоя творческих людей – менеджеров и бизнесменовпрактиков.

Эти специалисты, работая в корпорациях, занимаясь консультативной деятельностью, осмысливали объективные процессы и инновации в области бизнеса и менеджмента. Они зачастую приходили не только к практически интересным, но и теоретически значимым результатам, которые свидетельствовали о появлении профессионалов высокого уровня – носителей серьезных интеллектуальных активов в этой области, являющейся пограничной по отношению к настоящему научному знанию.

Водораздел между научной и профессиональной интеллектуальной деятельностью оказался не очень четким и по сути был связан со степенью строгости проведения научных исследований, в одном случае – исходя из применения научной методологии, в другом – в форме накопления понимания реальных процессов в ходе практической деятельности. Этот в целом благотворный процесс, характерный для рыночной экономики и деловой практики, стал причиной определенного давления на сферу науки, вызвав потребность в оценке не только научных, но и профессиональных знаний высокого уровня как основы для признания квалификации и определенной сертификации их носителей. Однако возлагать эту функцию на систему присвоения ученых степеней, действующую или усовершенствованную, представляется необоснованным и нецелесообразным прежде всего в связи с серьезными различиями их сущности и целевых групп претендентов на их присвоение ...

 

ЛЕОНИД ЕВЕНКО,  cтатья

Замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова подписала приказ о лишении научной степени самого молодого в стране доктора наук – Галины Жуковой. Замминистра пошла на этот шаг под напором неопровержимых доказательств научного сообщества «Диссернет». Галина Жукова защитила свои диссертации: кандидатскую – в 21 год, а докторскую – в 26 лет. Сделала она это в институте своего отца – Российском государственном социальном университете.

Галина Жукова попала под пристальный интерес «Диссернет» после того, как в ее работе нашли ряд некорректных заимствований. Но думается, что не это послужило началом расследования для участников группы. Сколько их еще – обладателей, по сути, фальшивых дипломов – бродит на просторах нашей родины. Удивление здесь, думается, вызвала быстрая карьера девушки, которая, не будучи сверходаренной и, судя по ее же интервью в СМИ, особо усидчивой и жадной до знаний, сумела во время нежного девичьего периода работать над серьезной темой докторской диссертации. Изучение биографии девушки помогло участникам кампании по борьбе с фальшивыми диссертациями найти истоки научного вдохновения.

Быструю и успешную карьеру девушка сделала в институте своего отца, основателя РГСУ. История института сама по себе тоже очень интересна. Возникшее на руинах Высшей партийной школы еще в период большой перестройки учебное заведение сумело при всех перипетиях сложной жизни отечественного высшего образования дожить до наших дней. И все – благодаря удачно занятой образовательной нише. Социальная работа – это специальность, по которой практически не готовили специалистов в России.

Но вернемся к Галине Жуковой. Сама по себе история сильной любви родителей (людей, вероятнее всего, достойных) к дочери весьма типична для России. За примерами родительской самоотверженности далеко ходить не надо. Копните любое «теплое место» в России – и вы обязательно найдете его занятым потомком достойных людей. Недавно вышедшее исследование НИУ Высшей школы экономики, наверное, будет некоей иллюстрацией к этому. Социальное положение родителей влияет на образование детей гораздо больше, чем характеристики учебного заведения, – сообщают исследователи нам то, что мы знаем уже давно и все чаще по житейскому опыту.

С каждым годом, заявляют социологи, растет дифференциация образования. Уровень образования детей в значительно большей степени зависит от социального и материального статуса родителей, нежели от образовательного учреждения. Мифу об образовании как социальном лифте верят все меньше и меньше россиян.

В исследовании ВШЭ говорится о том, что проблема эта не исключительно наша. Например, в 60–70-х годах прошлого столетия в США искренне верили в образование как в социальный лифт, способный обновить элиты. Но, несмотря на требования равных возможностей для всех, тамошние элиты тем не менее выработали стратегии, позволяющие обеспечить свою собственную преемственность, и, как водится, не без самого же образования. Более того, образование заняло даже свое особое положение. С помощью педагогических методов, взаимоотношений учителя и учеников и селекции школьников привилегированные и хорошо обученные дети получили, таким образом, ряд серьезных преимуществ.

Это исследование, как и проведенные ранее опросы о том, что большинство россиян считают важным в продвижении по карьерной лестнице, подтвердило ту гипотезу, что родственные и дружеские связи в России значат очень много. Вовсе даже не образование и даже не опыт работы в той или иной сфере. А если такое положение вещей не вызывает у общества практически никаких эмоций, то тем самым создается благоприятная среда для появления «семейных» институтов и юных докторов наук, которых обслуживают потом целые научные коллективы.

Елена Герасимова
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru


 

Линдон Ларуш — кто он такой? Американский экономист, политолог, миллионер, профессор, “крестный отец” СОИ, неоднократный кандидат в президенты США, которого всякий раз "зарубали" в предвыборной гонке из-за его кардинальных мировоззренческих отличий от всех прочих кандидатов. А если поглубже? Непримиримый борец с господствующей сегодня монетаристской, либеральной иерархией ценностей в политике и экономике трех четвертей планеты и связанной с ней системой "промывания мозгов" в западной системе образования. Специалист по философии и истории науки, знаток Платона, Лейбница, Римана, Вернадского, создатель оригинальных концепций развития математики, термодинамики, музыки.

Линдон Ларуш — не только известный экономист и политик США, но, прежде всего, выдающийся ученый и оригинальный мыслитель мирового масштаба. Его умение исключительно точно оценивать мировые события и процессы позволяет ему с большой степенью достоверности предсказывать их последствия и предвидеть грядущие изменения. Эти прогнозы уже неоднократно сбывались. За несколько лет вперед Ларуш предсказал восстановление Германии, распад СССР, пагубные последствия вмешательства Международного валютного фонда в экономику других стран и др.

Ларуш является основателем нового направления в экономической науке, которое он назвал «физическая экономика». В ее основе — рост производства, базовой инфраструктуры, научно-технологического прогресса, производительности труда, повышение плотности растущей численности населения при гарантированном его материальном, социальном обеспечении, интеллектуальном и духовном развитии.

Физическая экономика направлена против монетаристских теорий, для которых экономика является наукой о том, как стать богатым или как добывать деньги. Как и С.Ю.Витте 100 лет назад, Ларуш усматривает в свободнорыночной идеологии лишь колониальную политику, несовместимую с экономическим ростом.

Разоблачение Л.Ларушем имперских замыслов олигархических кругов Запада не осталось безнаказанным. В 1988 г. над Ларушем — кандидатом на пост президента США удалось учинить два судебных процесса. Один провалился, а другой — «удался»: его осудили на 15 лет тюремного заключения.
Только после 5-ти лет несправедливого заточения под давлением мирового общественного мнения он был, наконец, освобожден, хотя до сих пор еще полностью не реабилитирован.

http://rospil.ru/newrussia/neweco/larouche/larouche.htm

Автор-исполнитель:

Написать Вконтакте

Группа:

ВКОНТАКТЕ

Почта:

[email protected]

Данный сайт поддерживает следующие браузеры:         Firefox 3.0+ Internet Explorer 6 Internet Explorer 7 Safari 3.1+ Opera 9.5+ Camino 1.0+ Konqueror Chrome 1.0+

Браузеры