Панель
YOOtheme

В настоящее время в нашей стране серьезно активизировалась работа по пересмотру системы присвоения ученых степеней, особенно в сфере научного и практического знания в области бизнеса и менеджмента. По инициативе ВАК и Российской ассоциации бизнес образования созданы рабочие группы по изучению этих вопросов и, в частности, введения в отечественную практику нового вида профессиональной степени – доктор делового администрирования, DBA (Doctor of Business Administration), что уже несколько десятилетий практикуется на Западе.

Несколько ведущих российских школ бизнеса также инициировали начало программ DBA. Наиболее серьезDBA – «мутант» науки и БиЗнЕСОБРаЗОВаниЯ ЛЕОНИД ЕВЕНКО действительный член РАЕН почетный президент Российской ассоциации бизнесобразования, член Европейского совета по качеству бизнесобразования, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации.

Опыт накопили Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (научный руководитель программы академик А.Г. Аганбегян) и Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ (научный руководитель профессор С.Р. Филонович). Этот опыт показал наличие существенно разных подходов к программам DBA, а выявил целый ряд нерешенных проблем.

В последние месяцы выдвинута идея провести эксперимент по формированию и реализации учебных программ с присвоением профессиональной степени DBA [1], подобно тому, как в начале 2000х годов был организован эксперимент по введению в российскую образовательную систему программ.

Самостоятельность хозяйственной деятельности в России привела к образованию социального слоя творческих людей – менеджеров и бизнесменовпрактиков · Формировать учебные планы, процессы обучения и присваивать профессиональные степени следует исходя из цели, сконцентрированной на развитии индивидов, а не на совершенствовании практик.

Программа DВА объединяет образовательный, исследовательский и прагматический (в широком смысле) компоненты, где главным бенефициаром является сам менеджер или бизнесмен ключевые слова: программы PhD и DBA, докторантура для высших руководителей, «бенефициары», «интересанты» *119571, г. Москва, прт Вернадского, 82 This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it Дискуссионный клуб МВА (Master of Business Administration).

Затем экспериментально апробирован переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования (ВПО), бакалаврмагистр для экономических специальностей согласно документам «Болонского процесса». Оба эти эксперимента оказались вполне успешными, выявили специфику, а также проблемы формирования и реализации соответствующих учебных программ, прояснили различия в подходах и точках зрения. В итоге удалось привести подготовку специалистов и управленческих кадров в нормальное русло, приблизить к стандартам и практикам, принятым в мировом образовательном сообществе. Процесс внедрения прикладных профессиональных степеней (не только в бизнесе и менеджменте, о которых речь идет в настоящей статье, но и, скажем, в архитектуре, искусстве и т.п.) более сложен и противоречив.

Существует, на наш взгляд, опасность как чисто механического «реформаторства» в этой области, с оглядкой на зарубежные образцы, так и поверхностных изменений, которые ничего не поменяют по существу. Сформулируем в порядке дискуссии некоторые проблемы и выскажем точку зрения, полезную для конструктивной дискуссии и их решения. ВВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТЕПЕНЕЙ – ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Вопрос о введении профессиональных степеней ставится у нас в настоящее время в условиях широко обсуждаемых негативных явлений в системе присвоения ученых степеней.

Повсеместно выявляются случаи плагиата в текстах диссертаций, подготовки этих текстов «по заказу», присвоения ученых степеней лицам, занимающим высокое положение, но практически не имеющим какоголибо отношения к науке и т.п. В отечественной практике произошло известное размывание и даже девальвация критериев научного творчества и требований к научным результатам. Особенно это отразилось на состоянии экономической науки и смежных к ней научных дисциплин. Наука как особая сфера человеческой деятельности со своими задачами, ценностями, ресурсами, кадрами и, как следствие, результатами в ряде случаев постепенно утрачивает свою специфику, в некотором смысле – обособленность, самоидентификацию и строгость своих критериев. Хроническое недофинансирование науки в период радикальных экономических реформ, серьезные структурные изменения в системе ее организации привели к значительному снижению социального статуса как научных институтов, так и научной деятельности, к деформации ценностей, мотивации, поведения, мышления ученых, к оттоку талантливых кадров.

Это в значительной мере коснулось экономических и ряда близких общественных наук, где установление грани между наукой, консультированием, бизнесом, связанным с торговлей интеллектуальными активами, потребовало новых решений. Аномальные явления – падение качества научных работ, плагиат, коррупция, использование чужих разработок и текстов ради получения ученых степеней и званий – стали достаточно типичными для системы присвоения ученых степеней в целом. Все это выглядит, скорее, как этическая, нежели содержательная, проблема, которую можно и нужно решать посредством 23 DBA – «мутант» науки и бизнесобразования реорганизации ученых советов и повышения требовательности к ним. Важным фактором представляется и старение научных кадров. Ведь многие «маститые» ученые получили свои степени еще в советское время, были изолированы от ознакомления с зарубежными научными трудами, имеющими мировую известность.

В условиях слабого владения иностранными языками, а также информационными средствами, обеспечивающими поиск научной информации и ее обновление, они безнадежно отстали от современного уровня знаний и, по сути дела, утратили способность квалифицированной экспертизы научных работ на современном уровне. Не умаляя серьезности этих проблем, следует признать, что в конечном счете они носят субъективный характер и при наличии определенной решимости и разумном подходе могут быть преодолены (и будут преодолеваться) с помощью организационных методов, в том числе, эволюционно. В настоящее время появился ряд объективных моментов, порождающих новые требования к научному и эмпирическому знанию, в частности в области бизнеса и менеджмента, а также к новым формам его получения. Самостоятельность хозяйственной деятельности привела к формированию социального слоя творческих людей – менеджеров и бизнесменовпрактиков.

Эти специалисты, работая в корпорациях, занимаясь консультативной деятельностью, осмысливали объективные процессы и инновации в области бизнеса и менеджмента. Они зачастую приходили не только к практически интересным, но и теоретически значимым результатам, которые свидетельствовали о появлении профессионалов высокого уровня – носителей серьезных интеллектуальных активов в этой области, являющейся пограничной по отношению к настоящему научному знанию.

Водораздел между научной и профессиональной интеллектуальной деятельностью оказался не очень четким и по сути был связан со степенью строгости проведения научных исследований, в одном случае – исходя из применения научной методологии, в другом – в форме накопления понимания реальных процессов в ходе практической деятельности. Этот в целом благотворный процесс, характерный для рыночной экономики и деловой практики, стал причиной определенного давления на сферу науки, вызвав потребность в оценке не только научных, но и профессиональных знаний высокого уровня как основы для признания квалификации и определенной сертификации их носителей. Однако возлагать эту функцию на систему присвоения ученых степеней, действующую или усовершенствованную, представляется необоснованным и нецелесообразным прежде всего в связи с серьезными различиями их сущности и целевых групп претендентов на их присвоение ...

 

ЛЕОНИД ЕВЕНКО,  cтатья

Автор-исполнитель:

Написать Вконтакте

Группа:

ВКОНТАКТЕ

Почта:

[email protected]

Данный сайт поддерживает следующие браузеры:         Firefox 3.0+ Internet Explorer 6 Internet Explorer 7 Safari 3.1+ Opera 9.5+ Camino 1.0+ Konqueror Chrome 1.0+

Браузеры